Заглушив двигатель и тяжело вздохнув, вы складываете боковые зеркала, аккуратно (чтобы не оставить вмятину или царапину на кузове соседней припаркованной машины) открываете водительскую дверь, втягиваете живот, враскоряку выползаете из своего автомобиля и бочком протискиваетесь к проходу, тщетно стараясь не испачкать свой белый плащ. Знакомая ситуация? Ещё бы!

В общем, вы уже догадались: поговорим о ширине машино-места в свете теории и практики.

К написанию такой статьи автора этих строк подтолкнули многочисленные вопросы об оптимальном выборе ширины машино-места. Что на этот счёт говорят нормативные документы и что советуют специалисты? Давайте разбираться.Сегодня при проектировании машино-мест следует руководствоваться сводом правил СП 113.13330.2012. Свод правил. Стоянки автомобилей. Актуализированная редакция СНиП 21-02-99, утверждённых приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 635/9 (ред. от 17.04.2015).

В пункте 5.1.5 данного документа чётко устанавливаются габариты машино-места: «Габариты машино-места следует принимать (с учётом минимально допустимых зазоров безопасности) — 5,3 × 2,5 м, а для инвалидов, пользующихся креслами-колясками, — 6,0 × 3,6 м».

Те же размеры машино-мест регламентируются и частью 6.2 статьи 24 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»: минимально допустимые — 5,3 × 2,5 м, а максимально допустимые — 6,0 × 3,6 м.

Итак, согласно нормам, минимальная ширина машино-места составляет 2,5 м. Казалось бы всё, но на этом теоретическая часть не заканчивается. В приложении А вышеупомянутого СП (в ред. Изменения № 1, утв. Приказом Минстроя России от 17.04.2015 N 291/пр) приводится следующая классификация автомобилей, применяемая для определения габаритов машино-мест на стоянках:

 

Класс (тип) автомобиляМаксимальные габариты, ммМинимальный габаритный радиус, ммЕвропейская классификация
Длина (L)Ширина (B)Высота (H)
Малый3700160017005500Класс А
Средний4300170018006000Класс В, С
Большой5160199519706200Класс D, Е, F, Минивэн, Внедорожник
Микроавтобусы5500238023006900

 

В приложении А также приводятся расстояния при постановке автомобилей на хранение в помещениях с учётом минимально допустимых зазоров безопасности, не менее:

  • 0,8 м — между продольной стороной автомобиля и стеной;
  • 0,8 м — между продольными сторонами автомобилей, установленных параллельно стене;
  • 0,5 м — между продольной стороной автомобиля и колонной или пилястрой стены;
  • между передней стороной автомобиля и стеной или воротами при расстановке автомобилей:

— 0,7 м — прямоугольной,

— 0,7 м — косоугольной;

  • между задней стороной автомобиля и стеной или воротами при расстановке автомобилей:

— 0,7 м — прямоугольной,

— 0,7 м — косоугольной,

— 0,6 м — между автомобилями, стоящими друг за другом;

  • при боксовом хранении:

— B + 1000 мм — ширина,

— L + 700 мм — длина.

Прежде чем поставить точку в теоретическом вопросе, отметим, что, хотя такой документ, как ОНТП-01-91. РД 3107938-0176-91. Общесоюзные нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта (утв. протоколом концерна «Росавтотранс» от 07.08.1991 № 3), утратил силу, однако некоторые данные, содержащиеся в нём, до сих пор учитываются.

Это в теории, а на практике всё выглядит иначе. Дело в том, что не все стандартные автомобили вписываются в вышеприведённую классификацию. Точнее, в понимании русского человека классификация выглядит иначе. Если мы говорим «внедорожник», то подразумеваем все внедорожники, и никто из нас не полезет сверять размеры автомобилей.

Например, автомобиль Range Rover имеет следующие габариты: длина 5199 мм, высота 1840 мм, ширина 2073 мм со сложенными зеркалами и 2220 мм с разложенными зеркалами.

Если руководствоваться классификацией согласно вышеприведённому СП, то данный «джип» (SUV), скорее, соответствует классу «микроавтобусы», хотя это внедорожник.

А, например, Mercedes–Benz C-Klasse вы к какому классу отнесёте? По мнению автора данной статьи, он среднего класса. Но ширина этого автомобиля — 2020 мм, и в понимании европейской классификации он относится к классу D, то есть, по российской классификации, к большому. То же самое происходит и с автомобилями ряда других производителей. Если сверить обе классификации, то средний класс по российской классификации (4300×1700×1800 мм) соответствует классам B и C в европейской классификации. За примерами далеко ходить не нужно —  это и Volkswagen Polo/Golf, и Toyota Corolla/Vitz/Yaris, и Škoda Octavia/Fabia, и Kia Rio, и Ford Focus. 

Кроме того, следует отметить, что допуск на открытие двери для каждого автомобиля тоже разный. Так, например, дверь двухдверного купе Mercedes Benz несколько шире, чем четырёхдверного. А для открытия двери у Mercedes Benz S-Klasse нужно больше свободного места, чем, например, для открытия двери у Mercedes Benz С-Klasse. Соответственно, и свободные зоны нужны разные.

 Возникает следующая ситуация. Перед строительством жилого комплекса или бизнес-центра инвестор рассчитывает, что все жильцы/арендаторы будут приезжать на машинах среднего класса, подразумевая, конечно же, Mercedes Benz C-Klasse, Audi A4, BMW 3-Series, и даёт задание на проектирование паркинга, ориентируясь на машины данного класса, то есть среднего. Это ведь дешевле с точки зрения строительных работ и, как часто приходится слышать: «в конце концов, мы же не стоянку строим, а здание: уникальный фасад, красивые места общественного пользования (МОП) и т.д.».

Но когда дело доходит до практики, то на стоянке появляется припаркованный Range Rover, и дважды в сутки, несмотря на уникальный фасад и красивые МОПы, втянув живот, враскоряку и далее по тексту первого абзаца этой статьи, мы начинаем и заканчиваем день именно в гараже, ненормативно вспоминая нормативы по ширине машино-места, которая «подчеркивает» класс здания.

 Так что же делать, как выбрать оптимальную ширину машино-места? Всё очень просто: нужно посмотреть правде в глаза и честно ответить себе на вопрос: на каких машинах будут приезжать будущие жители или арендаторы? Если вы искренне считаете, что покупать квартиры в новом доме будут люди, имеющие машины среднего класса (Volkswagen Golf / Toyota Corolla / Škoda Octavia и аналогичные им), то смело ориентируйтесь на 2,5 м. Если же вы не уверены в этом или хотите специально подчеркнуть высокие жизненные стандарты будущих жильцов или арендаторов, то, конечно, стóит задуматься о более комфортной ширине машино-места.  Ну а покупатели парковочных мест должны более тщательно подойти к выбору параметров парковочного места.

Исполнительный директор
ООО «Автоматизированные системы паркования автомобилей»
представитель фирмы Otto Wöhr GmbH  Дмитрий Петлеванный